Главная   Приемы вождения   Соревнования   Техника   Карта сайта  
WWW.PILOT.SPB.SU  » Главная
 

Разбор полетов

Суббота, около 7 вечера, возвращаюсь в Москву из Нижнего... Примерно середина между Вязниками и Владимиром, дорога две полосы (по одной в каждую сторону), асфальтобетон положен недавно и качественно, ширина метров 6, разделена прерывистой, по бокам сплошными линиями отделены еще обочины шириной по метру - полтора, за ними аккуратненькие такие канавы-кюветы.

Видимость - не меньше пары километров. Загрузка дороги средняя, притом встречная загружена немного больше - на моей полосе практически свободно (впереди метрах в 200 автомобиль, и сзади примерно так же), на встречной транспорт перемещается этакими кучками: впереди что-нибудь тяжелое, за ним 3-5 транспортных средств полегче, ожидающих возможности обогнать...

Особо не тороплюсь, еду не быстро, 130-140, хотя качество покрытия позволяет и больше.. Тут в одной такой встречной кучке, метрах в 200 впереди, выплывает на обгон Серый... угадайте кто. Вообще-то я ничего не имею против этих шедевров Минавтопрома на улицах, как и их водителей. А то что они иногда могут создавать помехи... так я готов к этому относиться как танцор к своим.. этим...

Так вот гражданин, управляющий этим супердинамичным чудом, и по-видимому глубоко убежденный в том, что автомобилей, способных перемещаться быстрее 100 кмч в природе не существует, выползает из-за автобуса на встречную, то есть мою, полосу для обгона... Что он не успевает, было очевидно еще до того, как он увеличил подачу топлива. Однако... тут кто-то рассуждал о сходстве характеров автомобилей и их водителей... Вот одна такая черта, этакая туповатая упертость, частенько от баржей своими хозяевами наследуется видно.

Сразу признаю, что все, что произошло дальше - моя ошибка.. Можно было оттормозиться до 80-100, пусть 60 даже, и спокойно с ним разъехаться - абсолютно никакой опастности там не светило. Но у меня в запасе чуть ли не полтора метра обочины. К слову говоря, минут за десять до того я на этой обочине останавливался, чтобы протереть стекло от налипших комаров. Топал ногами по прекрасному твердому асфальтобетону.

И я подвинулся - сместился на метр вправо. Успел глянуть в глаза водителю баржи, довольно испуганные, надо сказать, глаза. Возможно, он полагал, как некоторые здесь, что "летун свой столб найдет", возможно также, что был бы рад даже посодействовать в таком поиске (за что-то водители баржей так ненавидят всех остальных), но перспектива сыграть роль столба его почему-то не вдохновила..... Короче, разъехались мы.

И вот тут-то.... К неожиданному сожалению оказалось, что то, что выглядело чудесным гладким асфальтобетоном, вовсе не асфальт, и даже не грунт, а ПРИСЫПАННЫЙ СЕРО-ЧЕРНЫМ ГРАВИЕМ ПЕСОК !!! Укатанный. Глубиной - сантиметров восемь.

Что происходит дальше - нетрудно предположить. Автомобиль разворачивается влево примерно под 45 градусов к направлению движения, возвращается на асфальт передними колесами, при этом приобретает довольно неслабую поперечную составляющую скорости, и продолжает движение в таком полубоковом скольжении. Как надо ПРАВИЛЬНО управлять автомобиль на скорости около 120-130, находящийся под углом к направлению движения, и при этом еще тремя колесами на асфальте, а одним задним - на песке, я не представляю даже в теории.. Но хорошо понимаю, что сорваться во вращение и полностью потерять машину - это как два пальца об танцора... Хочу между прочим заметить, что эти самые 120 представляются вальяжным и небыстрым перемещением из А в Б только при движении по прямой.. А когда машину начинает колбасить - очень даже не медленная скорость оказывается...:)

Ну и вот, скользю (или скольжу?), тормоз не трогаю, потому как полагаю что в такой неравновесной ситуации тормозом ее куда скорее закрутишь, чем осадишь. Да и диски тормозные, и цилиндры, прямо скажем, не вчера с завода, и о равенстве тормозных усилий можно только мечтать...

Отрабатываю рулем вправо, в голове слова: "ТОЛЬКО НЕ ПЕРЕРУЛИТЬ". Потому что избыточное руление - это ритмический занос и стопроцентные уши... Не перерулил. Но в каждый момент ощущаю, что машина на грани потери управления, и я ее постоянно отлавливаю рулем. Вот не очень понимаю, возможно надо было топить газ впол и выравнивать машину - но не хватило рефлекса. Придерживал педаль газа чуть-чуть, чтобы только не создавать на передней оси тормозящего момента..

В результате всех этих действий машина перемещается со скоростью около сотни и под углом градусов 10-15 к дороге в сторону встречной полосы. Самое в этом интересное то, что тут подоспевает со встречной уже следующая кучка, возглавляемая КАМАЗом-фурой, за которым следует пяток транспортных средств помельче. До КАМАЗа, возможно, метров 80-100. Низкий поклон водиле, который не поперся на свою обочину. Он бы скорее всего не оставил мне никаких шансов. Хотя был момент, когда я просто физически ощутил его колебания на эту тему.

Лицо водителя КАМАЗа я тоже успел разглядеть... Всплыли слова Юлекса (интересно все же устроена память...): "Куда угодно, в кювет, в поле, на встречную обочину, ломайте зеркала, рвите двери - только не в лоб"... Возможно, это не дословно, но всплыли именно в такой редакции :)

Ну и уехал я мимо этого камаза на его обочину. Точно такую же - из песка, присыпанного гравием. Метрах в тридцати перед его мордой. Что было бы, окажись он на 50 метров ближе - не знаю. Скорее всего, пытался бы отрулить перед ним круче, и уходил бы в его кювет.. Не знаю.. Представляю ощущения едущих за ним дачников - когда на относительной скорости чуть ли не 200 кмч, в черных клубах пыли справа по обочине пролетает какой-то псих... с того, прямо скажем, света...

И все... Еще через пару секунд, когда осадился где-то до 60-70, понял, что машина вполне держит этот чертов песок, и все кончилось... Огляделся, вернулся в свою полосу, и поехал...

Я не в претензии к водителю баржи. Такое неуспевание на обгоне хоть и хамство, и неуважение к встречному, но предсказуемо, и исправляемо. Да и что с него взять... Но вот ДОРОЖНИКИ!!! Которые очевидно закатали песок гравием, потому что не успевали заасфальтировать дорогу к дню сдачи большому начальнику, да потом так и бросили... Это - убийственное преступление. У дороги должна быть обочина. Но пусть ее лучше не будет совсем, чем маскировать песок под асфальт.

Вот такая длинная история. Хотя происходило это все ну максимум секунд восемь. Спасибо, что дочитали. Принимаются любые комментарии, в том числе и типа "ехал бы 70 - проблем бы не было", или даже от какого-нибудь сероговолга "так тебе и надо, зубильщик проклятый".. Но это я и сам знаю, а интересно мнение тех, кто любит и УМЕЕТ ездить. Спортсменов, ЦВВМщиков.. Как вести себя и управлять автомобиль в ТАКОЙ экстремальной ситуации? Когда, скажем, прерывистое торможение - это уже и не прием вовсе?

Ответ Эла:

Что происходит дальше - нетрудно предположить. Автомобиль разворачивается влево примерно под 45 градусов к направлению движения, возвращается на асфальт передними колесами, при этом приобретает довольно неслабую поперечную составляющую скорости, и продолжает движение в таком полубоковом скольжении.

...на мой взгляд, здесь упущен важный момент в описании событий, может быть, даже ключевой.

Вращательная динамика автомобиля не возникла спонтанно (поскольку, если бы она была результатом попадания правой стороны на рыхлый грунт, автомобиль развернуло бы в противоположную сторону), а была результатом конкретных действий водителя. Обычно в подобной ситуации схема такая: правое переднее колесо, попав на рыхлый грунт, создаёт на рулевом колесе значительное усилие увода в свою сторону (вправо). Это провоцирует естественную, на первый взгляд, реакцию - скомпенсировать увод рулением в противоположную сторону (влево). Однако, автомобиль "не хочет" сразу реагировать на эти действия, и это влечёт за собой вторую ступень "провокации": переруливание влево (тоже вполне естественное рефлекторное действие), и, соответственно, последствия в виде "инициирующей стадии" резонансного заноса. Именно вследствие этой цепочки событий автомобиль и оказался "...развёрнутым на 45 градусов влево..." и "...передними колёсами на асфальте...", и, что ещё хуже, приобрёл поперечную составляющую скорости... Хочу сделать акцент на том, что описанное до этого момента развитие событий не было "объективно неизбежным", а явилось результатом рефлекторных действий водителя, могло и должно было быть пресечено и направлено в другое, гораздо более спокойное русло... Однако, этого не произошло, и ситуация усложнилась, однако ещё не перешла в ранг неуправляемых... ...смотрим дальше... ...правое заднее корлесо - на песке, три других - на асфальте... >>>

Ну и вот, скользю (или скольжу?), тормоз не трогаю, потому как полагаю что в такой неравновесной ситуации тормозом ее куда скорее закрутишь, чем осадишь. Да и диски тормозные, и цилиндры, прямо скажем, не вчера с завода, и о равенстве тормозных усилий можно только мечтать... Отрабатываю рулем вправо, в голове слова: "ТОЛЬКО НЕ ПЕРЕРУЛИТЬ". Потому что избыточное руление - это ритмический занос и стопроцентные уши... Не перерулил. Но в каждый момент ощущаю, что машина на грани потери управления, и я ее постоянно отлавливаю рулем. Вот не очень понимаю, возможно надо было топить газ впол и выравнивать машину - но не хватило рефлекса. Придерживал педаль газа чуть-чуть, чтобы только не создавать на передней оси тормозящего момента..

...катастрофическая, ФАТАЛЬНАЯ ошибка!! Речь - не о тормозах, это отдельная тема... Речь - о рулении...

Избыточное руление - это стандартный приём вождения, не только не приводящий к отрицательному результату, но, напротив, мощное средство управления автомобилем в критических условиях...

И именно то, что "...не перерулил...", и явилось причиной фатального развития событий. Рассмотрим подробней. Автомобиль "завис" в заносе, имеет практически нулевую поперечную составляющую скорости. Задние колёса пытаются зацепиться за грунт, и вот-вот это произойдёт... ...задок, как сжатая пружина, готов "выстрелить" влево, инициируя вторичный занос... Как должны стоять передние колёса? Они должны стоять как минимум в направлении скольжения автомобиля, пусть даже ПРАВЕЕ, переруленные, однако готовые мгновенно и превентивно скомпенсировать вторичный занос. Тогда, и только тогда имело бы смысл "подкинуть газку"...

Но - нет, они у нас, "непереруленные", имеют направление ЛЕВЕЕ направления скольжения, причём находятся на асфальте, и очень быстро создают упомянутую поперечную составляющую скорости; при этом задние колёса, "приятно удивлённые" таким поворотом дел, активно способствуют поперечной динамике...

Квинтэссенция ситуации: автомобиль был умело стабилизирован, однако ДВИГАЛСЯ В НОВОМ НАПРАВЛЕНИИ, а именно - в направлении встречной полосы.

Альтернатива: переруливание, вторичный занос и ЕГО (вторичного заноса!) превентивная компенсация. Эта последовательность позволила бы "обнулить" ситуацию и вернуть к предыдущему этапу, достаточно безобидному... При этом перемещение в сторону встречной полосы попросту не имело бы места быть...

Дальше комментировать не стану, поскольку события развивались по "жёсткой" схеме...


Несколько общих моментов:
1. Не надо бояться "ритмического заноса", в отличие от "резонансного" (о котором шла речь в описании), ритмический занос - это занос с амплитудой которая не увеличивается и не уменьшается цикл за циклом, великолепный "тренажёр";
2. Не спешите стабилизировать машину "любой ценой" и "как можно скорей". В описанном случае уверенный навык стабилизации, применённый невовремя, чуть было не привёл к катастрофическим последствиям. В реальных условиях на первом плане стоит не сам факт стабилизации, а НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ автомобиля ПОСЛЕ стабилизации;
3. Переруливание - не ошибка, а универсальный приём и экстремального вождения вообще, и "тестирования свойств дороги", и способ регулирования вращательной динамики автомобиля, и непременный элемент контраварийной подготовки...
Другое дело, что применение этого приёма бессмысленно, если нет навыков скоростного руления и устойчивого "парадоксального" рефлекса давить на гашетку для стабилизации...
4. Искренне рад, что всё обошлось!!!...:-)  

  http://pilot.spb.su/ web@pilot.spb.su 
Яндекс.Метрика