Главная   Приемы вождения   Соревнования   Техника   Карта сайта  
WWW.PILOT.SPB.SU  » Главная
 

Я тот самый чайник. Катаюсь всего несколько дней. И вот что заметил. Не могу перестраиваться из ряда в ряд. Зеркала не помогают, все время верчу головой, это похоже неправильно. Смотрю в заднее зеркало, вижу за собой машину, смотрю в левое, никого в соседнем ряду не вижу, поворачиваю голову налево, вижу машину слева, если бы начал перестраиваться, ударил бы ей в бочину. С правой стороной вообще беда.

Объясните, как правильно выполнять этот маневр, буду очень признателен,

Ответ Eulex'a:

Ничего страшного не происходит - просто у тебя еще не хватает быстроты ориентации в пространстве из-за увеличения скорости и числа присутствующих и привходящих объектов и ситуаций. Все придет. То что ты крутишь головой - это очень хорошо - зеркала только помощник, но не заменитель твоего прямого зрения. Правда, старайся избегать одной ошибки, которая присуща начинающим - НЕ ИЩИ ПОМЕХУ, только убеждайся - есть она или нет, а затем принимай решение. С опытом все образуется - будешь их (решения) принимать быстрее.

И последнее - существует два крайних стиля вождения атакующий, когда водитель всегда стремится быть первым и оборонителный, когда он пытается всех пропустить. Большинство же водителей - это смешение стилей (знаешь закон колокола?). Сейчас из-за неловкости ты ездишь оборонительно, что опаснее для тебя и окружающих, помни, что перестраиваться, пытаясь пропустить всех - очень трудно, пытайся выравнивать свою скорость со скоростью потока или даже иметь ее чуть выше - перестраиваться станет легче.

Ответ Эл'a:

...тип зеркал - очень важен. Не менее важна их регулировка. Очень правильно сказал Vadim AB о том, что нужно избегать резких перестроений, неожиданных для окружающих - подпишусь под каждым словом. Однако и "крутить головой" - необходимо. Со временем выработается чрезвычайно полезный навык короткого контрольного взгляда через плечо непосредственно перед перестроением, в дополнение ко всем описанным действиям и "материальной части"... вот тогда и не будет лишней работы для шеи (хотя в принципе и она полезна...;-))

Ответ Vadim AB:

Как совершенно справедливо сказано передо мной, нужно постоянно контролировать обстановку вокруг машины. Важна правильная регулировка зеркалов, так, чтобы в зеркало не был виден бок своей машины, но наклонившись, можно было бы увидеть, а также не ограничивался горизонт. Также помогает сократить мертвую зону как бы "выглядывание" в зеркало. Но это вторично, главное первое. Непосредственно перед маневров произвести контрольный взгляд в центральное зеркало, потом в боковое. Следующий важный момент - никогда нельзя перестраиваться резко, предварительно нужно включить поворотник, после этого плавно уходить в сторону. Выполняя это правило, позволишь машине, неожиданно оказавшейся в мертвой зоне предпринять контрмеры. С новичками это часто случается. Еще. Перестраиваться надо практически всегда с набором скорости, не имею в виду пробки, там только силовые методы или кто-то пропустит. Поперву бывает неуютно, но это ускоряет маневр и снижает риск.

Ответ Эл'a:

Вообще говоря, большинство водителей достаточно типично реагируют на Ваши действия на дороге. Понимание этих типовых реакций в принципе позволяет не только предсказывать поведение окружающих водителей, но и в значительной степени контролировать и "ход мыслей", и конкретные их действия в ответ на Ваши.

Рассмотрим реакцию среднестатистического водителя в описанном Вами случае.

...Вы оцениваете обстановку, видите "просвет" в соседнем ряду и собираетесь в неё перестроиться. Включаете поворотник, затем делаете паузу длиной 2 секунды. Водитель авто, перед которым "просвет", видит включённый поворотник, и реагирует в большинстве случаев так:

Типичная реакция №1: восприятие Вашего намерения (0,5 сек);

Типичная реакция №2: первое естественное "движение мысли" - пропустить (0,5 сек). Обычно сопровождается "приотпусканием" акселератора;

Типичная реакция №3: второе естественное "движение мысли" - "Не пущу!" (это происходит рефлекторно, "московский стиль", увы, весьма "агрессивен", и для этого есть предпосылки, но это уже другая тема). Обычно сопровождается нажатием на акселератор и "захлопыванием" просвета;

Типичная реакция №4: получение удовольствия от достигнутого результата...:-)

Таким образом, предоставленные 2 секунды вполне достаточны для реализации описанного процесса.

Скорректировать этот стереотип можно, например, уменьшением "предоставленного на размышления" времени. Попробуйте понемногу уменьшать 2 секунды, шаг за шагом, и быстро найдёте оптимальное время, когда начало Вашего перестроения предупредит ТР №3. Причем речь пойдёт о десятых долях...

Наиболее предпочтительный же вариант перестроения (он же "мягкий", безопасный и не конфликтующий с концепцией "серой тени", состоит в следующих действиях:

  1. Включение поворотника;
  2. Пауза (примерно полторы секунды);
  3. "Демонстрация серьёзности намерений": короткое дозированное смещение (сантиметров на 20) в сторону "просвета";
  4. Контроль "ответной реакции";
  5. Собственно перестроение.

Вообще, городское вождение - это чрезвычайно занимательный процесс, особенно если к нему подходить творчески...

Нюансы, нюансы...:-) Безусловно, правильное перестроение - динамическое, т.е. с ускорением, которое позволяет предупредить возможные действия по "захлопыванию просвета". Вообще говоря, есть два принципиально разных метода восприятия дорожной обстановки: статический и динамический. Держать руку на пульсе динамики развития обстановки - разумеется, предпочтительно, однако, не просто этому научиться... это удивительное чувство контроля над ситуацией складывается из множества маленьких нюансов, и из ассортимента приёмов, не "эффектных", возможно, зато эффективных...:-) ...наверное, полезно было бы этим нюансам уделить некоторое внимание.

Ответ Эл'a:

Подвигла меня на общие темы последняя короткая дискуссия о перестроениях. Как-то бросилось в глаза, что обсуждаемые вопросы касаются только техники управления автомобилем. Другие вопросы как-то остаются в тени, совершенно незаслуженно. Однако, комплект безупречных водительских навыков, даже вкупе с умением анализировать дорожную ситуацию в динамике - это только часть водительского искусства. Не менее важный круг вопросов - это Ваше взаимодействие с окружающей средой. А она, эта среда, как правило, представлена в конфе в виде некоей бесформенной серой массы, от которой иногда отделяются несколько более резко очерченные "компоненты", обладающие более или менее полным комплектом свойств "дорожного хама", ставящие Вас в различные "неудобные" ситуации. Отсюда и рождаются флеймы типа "учить"- "не учить". Между тем, в конфе немало водителей, которые, при прочих равных условиях, сталкиваются с "хамством" гораздо реже других. Похоже. они знают некое "противоядие"?

Рассмотрим пару свежих примеров.

Смещение можно начинать одновременно с включением повротника - но выполнять его медленно и с постоянным контролем результата. Варианта развития событий всего два. Первый - вы видите, что задний тормозит и перестраиваетесь. Второй - он ускоряется и обьезжает вас - продолжаете со следующим :) Не забывайте, что с каждым разом вы все больше смещаетесь в соседний ряд и шансы, что вас пропустят, увеличиваются.

Такой приём перестроения называется "переваливание". Да, этот приём часто эффективен, однако не лишён существенных недостатков.

И главный недостаток - в том, что тот, на кого Вы "наваливаетесь", не есть нечто обезличенное, это живой человек, со своими эмоциями, Вам абсолютно незнакомый, а Вы ДЕМОНСТРАТИВНО пренебрегаете его мнением, да и вообще фактом его существования. Поэтому реально возможны не 2 варианта, а всего один: Вы его ОСКОРБИЛИ. Не пустил он Вас - он ответил на "оскорбление", "выдавили" - будет искать возможность отплатить той же монетой... а какие "валюты" ходят на рынке человеческих взаимоотношений - известно, и курс - стабилен...:-) СтОит ли удивляться, что Вас чуть дальше без видимых причин нагло "подрЕзали"? Нет, не стОит... ведь такой стиль вождения неминуемо умножает число "обиженных", и кто-нибудь да попадёт в выгодное положение для того, чтобы "отомстить", когда Вы и думать о нём забыли...

Другой вариант перестроения, более "безобидный":

Смотришь в правое зеркало, видишь зазор. Еще в своей полосе авишь педаль в пол, когда расстояние до переднего сокращается до 0.5-1 м руль вправо и одновременно с этим поворотник...

Технически - почти безупречно (если не считать некоторой зависимости от действий впереди идущей машины). Однако водитель, перед которым Вы встраиваетесь, ИМЕЕТ ПРАВО знать заранее о Ваших действиях. И даже это "попранное" право - источник отрицательных эмоций для него, а в конечном счёте - и для Вас, в какой-то степени.

Кстати, к слову о "серой тени", почему тень "серая"? Ведь она и так бестелесна? Потому что контрастная "тень", да ещё в динамике, может и напугать, и обмануть чувства, и спровоцировать ненужную реакцию...

Комплект водительского мастерства, IMHO, помимо искусства управления автомобилем, включает в себя такие понятия, как: тактика и стратегия (eulex), прогнозирование дорожной ситуации, дозированное применение навыков, определение технических возможностей окружающих автомобилей, понимание и управление психо-эмоциональными составляющими окружающих, бесконфликтность, интерактивное взаимодействие, "сглаживание" неравномерности потока, и ещё тьму понятий и определений, с которыми так или иначе сталкивается КАЖДЫЙ водитель, обычно в качестве пассивной составляющей. Однако, "активное" взаимодействие гораздо интересней, разве нет?...:-)  

  http://pilot.spb.su/ web@pilot.spb.su 
Яндекс.Метрика