Главная   Приемы вождения   Соревнования   Техника   Карта сайта  
WWW.PILOT.SPB.SU  » Главная
 

Мощность и момент

Что лучше -- высокая мощность или высокий крутящий момент (и что это вообще такое)?

Отправлено : SNV, 26 Июля 1999 в 12:24:31

С ростом оборотов растет как мощность, так и потери на трение в двигателе. При каких-то оборотах потери на трение начинают превышать рост мощности, и он прекращается (а затем и начинает убывать). При этих-то оборотах и получается максимальная мощность, которую обычно приводят в характеристиках двигателя.

Максимальная мощность определяет максимальную скорость равномерного движения (при прочих равных условиях - коэффициент аэродинамического сопротивления и сопротивления качения колес, передаточные числа трансмиссии; разница в весе автомобилей, наоборот, большого значения не имеет).

На динамику автомобиля больше влияет крутящий момент - прямо пропорциональный силе, развиваемой в точке касания ведущих колес и дороги. Соответственно, ускорение автомобиля зависит от этой силы и веса машины (по второму закону Ньютона).

Значение крутящего момента также зависит от оборотов двигателя; обычно приводится максимальное значение момента, которому соответствуют вполне определенные обороты. Это означает, что на данных оборотах можно добиться максимального ускорения автомобиля, после чего ускорение снижается. Другое дело, что обычно характеристика изменения крутящего момента делается достаточно плоской, чтобы снижение крутящего момента было незначительным.

Как пользоваться крутящим моментом: для максимально быстрого разгона его следует начинать, раскрутив двигатель до оборотов чуть ниже максимального крутящего момента, затем разгоняться на выбранной передаче до тех пор, пока потенциальные обороты при переключении на повышенную передачу также не приблизятся к оборотам максимального крутящего момента, после чего переключать передачу и продолжать разгон в том же духе. Доведение оборотов до максимальных здесь не имеет смысла, если они не соответствуют оборотам максимального момента на повышенной передаче. Хотя на практике примерно так и бывает (грамотный подбор коробки передач).

Например, на Кадете 1.3НБ максимум крутящего момента приходится примерно на 3600 об., а максимум мощности -- примерно на 5800 об. (не ошибаюсь?), т.е. разница примерно в 1.6 раз. Разницу между передачами точно не помню, но тоже что-то около того. То есть на практике наилучший разгон получается при раскрутке до 5800 оборотов и затем переключении на повышенную передачу.

А вот, например, на Святогоре с движком Рено - коробка заметно хуже подобрана. Почему? Смотрим: максимум крутящего момента 4250 об., максимум мощности 5400 об. = отношение 1.27. А передачи в стандартной коробке разнесены примерно на те же самые полтора раза. (То есть совершенно объяснимый выигрыш в динамике получается у тех, кто устанавливает на Святогор коробку с более короткими передаточными числами - см. конфу Москвич).

Хочется еще больше динамики - просто выкиньте из машины весь ненужный вес (ускорение растет пропорционально соотношению первоначального и "облегченного" веса машины. Если поставить колеса меньшего диаметра (достаточно только ведущие) - ускорение возрастает обратно пропорционально диаметру.

Это все -- применительно к использованию мощности и момента с точки зрения водителя. Есть еще понятия о влиянии конструкции двигателя на момент и мощность - но это для разработчиков и другая история.

 
  http://pilot.spb.su/ web@pilot.spb.su 
Яндекс.Метрика