Главная   Приемы вождения   Соревнования   Техника   Карта сайта  
WWW.PILOT.SPB.SU  » Главная
 

Глава 3. Подготовка водителей

Будем считать, что с подготовкой техники мы закончили. Теперь позаботимся о себе и, прежде всего, о своей спортивной форме.

3.1. Спортивная форма

Одним из обязательных требований, предъявляемых к водителям, является наличие специальной спортивной формы. Обычно, эти требования оговариваются в Частных регламентах соревнований (Положениях). В них организаторы соревнований перечисляют омологированные (зарегистрированные РАФ или FIA (международной федерацией автоспорта) элементы спортивной формы, наличие которых обязательно.

Для разных видов автомобильных соревнований, приняты различные требования к форме. Например, для шоссейно-кольцевых гонок требования самые жесткие - необходимо даже наличие омологированного нижнего белья водителей, включая подшлемник и носки. Напротив, в кроссе самые демократичные требования. Здесь требуется наличие омологированных комбинезона и шлема. В ближайших планах РАФа ввести требования и по спортивной обуви для автокросса.

Поговорим о комбинезонах. Жесткие требования к ним формируются с точки зрения безопасности, поэтому комбинезоны должны быть сделаны из огнестойкой ткани и обладать соответствующей прочностью. При омологации комбинезоны подвергаются целому комплексу испытаний и обеспечить необходимые свойства, в полном объеме, под силу только специализированным фирмам, таким как Sparco, OMP, MIR и д.р.. У таких комбинезонов обязательно имеется пришитая бирка с регистрационным номером FIA. Естественно, что фирменный комбинезон штука недешевая: от 120 $ (MIR) до 800 DM (Sparco).

Не пугайтесь - выход есть. Комбинезон можно сшить, но к решению этой проблемы следует подойти серьезно и особенно к выбору ткани. Ни в коем случае нельзя использовать синтетические ткани которые плавятся, в не зависимости от температуры плавления. Иначе, в случае пожара, расплавленные комбинезон с Вас будут снимать вместе с кожей. Самый лучший вариант - это специализированные огнестойкие смесовые ткани или же натуральные (например, котон). Комбинезон желательно сделать двух, трехслойным. Для внутренних слоев можно использовать более тонкую, но также натуральную ткань. Слои между собой прострачиваются (простегиваются). На рукавах и штанинах должны быть плотные манжеты на застежках (липучках) или трикотажные резинки.

Очень важным элементом спортивной формы является шлем. Шлем желательно выбирать кроссовый, особенно если у Вас вместо стекла установлена сетка. Он отличается от шоссейного наличием большого козырька, мощной защиты подбородка и отсутствием прозрачного забрала. Кстати, козырек совсем не для защиты от солнца, как многие думают. Когда из-под колес впередиидущего автомобиля вырывается поток грязи и камней, Вам достаточно слегка наклонить голову вперед и козырек убережет от полной потери видимости. Очень хорошие шлемы выпускаются в Белоруссии, по лицензии фирм AGV и MDS. Они значительно дешевле фирменных, но тем не менее, являются омологированными.

Поскольку шлем у Вас без забрала, то потребуются очки. Очки подойдут любые мотоциклетные, только не стеклянные - это опасно. Если у Вас будет возможность, приобретите очки фирмы SCOTT, ими часто пользуются мотокроссмены.

Надевайте очки и используйте шлем с закрытым подбородком, даже если на Вашей машине стоит стекло "триплекс", не говоря о "сталините". На одном из этапов Чемпионата по автокроссу мы стали свидетелями случая, когда при опрокидывании машины (ВАЗ 2108) выпавшее лобовое стекло (триплекс) достаточно сильно поранило нос водителя. Да, стекло Вас защитит от грязи и мелких камней, но когда оно разбивается или выпадает - необходимо иметь защиту и от самого стекла.

И заканчиваем обмундирование обувью и перчатками. Для автокросса, пока, допускается любая (не омологированная) обувь, но закрывающая щиколотку. Можно использовать "борцовки" или "боксерки", но у них слишком тонкая подошва, либо высокие кеды или кроссовки. Подошва должна быть достаточно гибкой, а верхняя часть огнестойкой (натуральная кожа, замша или брезент).

Перчатки должны быть полностью закрытыми (велосипедные с открытыми пальцами не подойдут), желательно с длинным запястьем, чтобы можно было их заправить под манжеты комбинезона. Материал перчаток, как Вы догадываетесь, так же должен быть огнестойким и нескользким.

Ну вот, мы и приоделись. Подходим к зеркалу и вдруг, откуда-то из далека, еле слышно доносится ликование трибун, смешанное с ревом моторов и запахом бензина. Ну чем не Шумахер? Да, чуть не забыли. Не будешь ведь ходить все время в шлеме. Надо бы бейсболку присмотреть, чтобы и цвет подходил и надпись солидная.

3.2. Перечень документов, предоставляемых водителем для участия в соревнованиях

Для участия в соревнованиях необходимо подготовить определенный набор документов:

  1. Водительское удостоверение установленного образца;
  2. Медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятия автоспортом. От даты выдачи справки до даты проведения соревнований должно быть не более трех месяцев.
  3. Действующая страховка от травм и несчастных случаев.
  4. Водительская лицензия РАФ категории D или E.
  5. Заявление - расписка.
  6. Заявка об участии в соревнованиях.
  7. Технический паспорт спортивного автомобиля.

Для участников, не имеющих водительского удостоверения и имеющих возраст полных 16 лет, дополнительно:

Мы привели здесь полный перечень необходимых документов. Однако, не все они могут понадобиться. Все зависит от того, в каких конкретно соревнованиях Вы участвуете. Если соревнования проводятся в соответствии со спортивным календарем РАФ, то необходимы все перечисленные документы. Если организатором является, предположим, РОСТО или другие организации, то лицензия может не понадобиться. Полный перечень документов указывается в Частном регламенте (Положении) на проведение соревнований.

Раз уж мы упомянули о лицензии, то остановимся немного на ней. Это документ, который приобретается у РАФа или его представителей при заявке на участие в каких либо календарных соревнованиях. Лицензия имеет срок действия в течении всего сезона. Цена лицензии определяется ежегодными нормативными документами РАФ.

Следующим документом, который может вызвать у Вас вопросы, является Заявка. Бланк Заявки выдается организатором соревнований. Если у Вас возникнут сложности с ее заполнением, то сотрудники секретариата окажут Вам необходимую помощь.

Теперь расписка. Она не понадобится если у Вас будут омологированные комбинезон, шлем и ремни безопасности. Если это не так, то Вы пишете заявление на имя руководителя гонки о том, что у Вас отсутствуют те или иные омологированные элементы экипировки и что всю ответственность, в случае непредвиденных обстоятельств, Вы возлагаете на себя. Дата, подпись.

Медицинскую справку берете в поликлинике по месту жительства.

При подаче документов Вы должны заплатить стартовый взнос. Сумма взноса указывается в Частном регламенте и ее определяет организатор. Например, в 1999 году для календарных соревнований РАФ определил стартовый взнос для автокросса в размере не более двукратной минимальной оплаты труда - 167 рублей. У других организаторов сумма может отличаться, но, как правило, не сильно.

Эти деньги организатор расходует на подготовку трассы, оплату работы судей, персонала секретариата и формирование призового фонда. Обычно этих средств недостаточно и тут все зависит от умения организатора работать со спонсорами. Наличие спонсоров соревнований как раз и объясняет появление необязательной рекламы на Ваших автомобилях. Мы это рассказываем для того, чтобы Вы знали - подготовка и проведение соревнований требует определенных средств и усилий, которые кто-то должен предпринять.

3.3. Тренировки

Автомобиль подготовлен, спортивная форма в порядке. Пришло время поработать над водительским мастерством и познакомится с характером и возможностями Вашего "болида". Для этого нужно найти ответы на некоторые вопросы.

Первый вопрос - где тренироваться? Самый лучший вариант - это специально подготовленная закрытая трасса. Такие трассы (кроссовые) в Ростовской области имеются в городах Гуково и Таганрог. Когда пишутся эти строки, идет подготовка к строительству трассы в Ростове силами городского Совета РОСТО, Автомобильной службы СКВО и городской Автомотофедерации. Если этот вариант для Вас не "ближний свет", то в этом случае, необходимо подыскать проселочную грунтовку где-нибудь в совершенно безлюдном месте, коих еще достаточно на просторах нашего обширного Донского края. Лучше если дорога будет пролегать по холмистой местности и изобиловать поворотами разной крутизны и направлений. Покрытие должно быть грунтовым, без глубоких колей от грузовиков и грязевых трясин. Желательно, чтобы дорога была грейдированная. Поиском тренировочной трассы можете заняться в выходной, при очередной семейной "вылазке" на природу.

Определите себе замкнутый участок длиной 400 - 500 м. Теперь пройдите трассу пешком и уберите с дороги крупные камни, разбитое стекло, проволоку и прочий мусор. Вот трасса и готова. В следующий выходной можно доставить сюда машину и приступать.

И здесь возникает другой вопрос - каким образом доставить? Ваш спортивный автомобиль уже не отвечает требованиям Правил дорожного движения, поэтому о том, чтобы перемещать его "свои ходом" речи быть не может. Остается три варианта: первый - это погрузка в кузов грузовика. Это достаточно сложно с точки зрения погрузки-разгрузки и недешево. Второй и самый удачный вариант - использовать прицеп-автовоз к легковому автомобилю. Заехать и съехать с него можно легко. Вот только прицеп должен быть двухосным и оборудованным тормозами. Ведь вес груза более 700 кг, а еще и сам прицеп. И третий, самый простой вариант - буксировка на жесткой сцепке. Для этого потребуется изготовить буксировочную вилку из водопроводной трубы. С одной стороны вилки устанавливаем стандартный сцепной замок, с другой придумываем, как надежно прикрепить вилку к трубам переднего моста "Запорожца". Следующее, что необходимо сделать - это установить соответствующую светотехнику (повторители "поворотников", стоп-сигналов и габаритных огней) (смотри раздел 2.8. руководства). Недостаток этого варианта заключается в следующем: совсем не факт, что Ваш автомобиль после очередной тренировки или соревнований будет в состоянии передвигаться на своих "четырех", такое случается.

Выбор способа транспортировки за Вами, а когда будете выезжать из дома, не забудьте Технический паспорт спортивного автомобиля. Вас наверняка остановят сотрудники ГИБДД.

Теперь об организации тренировок. Ни в коем случае, нельзя выезжать на тренировку в одиночку. Возьмите с собой одного - двух помощников. Они должны следить за тем, чтобы возле трассы вдруг не появились какие-нибудь зрители. В данном случае, за их безопасность отвечаете Вы. Помощники могут понадобиться и на случай какой-нибудь неисправности, а также они будут осуществлять хронометраж. В автомобиле-буксировщике обязательно должны присутствовать: необходимые инструменты, запасное колесо к "Запорожцу", исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка.

Итак, Вы добрались до места тренировки и все готово к ее проведению. Надеваем комбинезон, обувь, шлем, перчатки, по телу начинают пробегать волны легкого мандража. Спокойно, все нормально. Садимся в машину, застегиваем ремни. Нервное напряжение растет. Не забудьте снять предохранительную чеку с огнетушителя. Кладем руки на "баранку" и тут, яркой молнией Вас прошибает мысль: "Вот оно! Свершилось! Сбылась мечта идиота!"

Как мы Вас понимаем. Но хватит эмоций, пора запускать двигатель.

Прогреваем мотор и не спеша начинаем движение. Во-первых, мотор еще не завершил обкатку, а во-вторых, нужно познакомиться с трассой. Первые несколько тренировок Ваша задача "вкататься" в машину и в трассу. Не стоит даже пытаться замерить время прохождения круга. Скорость должна быть не более 40 км/ч (естественно "на глаз"), а частота вращения двигателя не более 2500 об/мин. Нужно научиться чувствовать машину - кузов машины должен стать Вашим телом, а ее колеса руками и ногами. Обратите внимание на особенности работы несинхронизированной коробки передач. За время этих тренировок, машина будет привыкать к Вам так же, как и Вы к ней. Ведь для нее это то же первые шаги в новой жизни. То, что сделано некачественно или неправильно, сломается, застучит и оторвется. Перед началом тренировок и после их окончания проводите тщательный технический осмотр машины.

Ознакомительный период займет 3 - 5 тренировок, плюс устранение выявленных неисправностей и доводка конструкции автомобиля. По окончании этого периода заменяем масло в двигателе. Затем, находим и вдумчиво изучаем литературу по экстремальному вождению, знакомимся со знающими людьми и старательно перенимаем их опыт.

Вот теперь можно понемногу прибавлять в скорости и пытаться отрабатывать отдельные приемы. Один из приемов необходимо отработать еще дома - это аварийный выход из машины, в том числе, и через правую дверь. Чем быстрее это у Вас будет получаться, тем лучше.

Нельзя игнорировать и общефизическую подготовку, спортивную форму нужно поддерживать на уровне. И еще один момент. Следите за собственным весом - это достаточно важно. Если Вы обратили внимание, то на обложке нашего труда нет грифа "Секретно" или "Для служебного пользования", а это значит, что нашими рекомендациями воспользуются еще несколько таких же увлеченных, как и Вы. И вот представьте, что на старте появляются 5 - 6 абсолютно одинаково подготовленных автомобиля с водителями примерно равной квалификации. В конце заезда, при выходе на финишную прямую, у Вас будет шанс наблюдать редчайшее явление - переход материи из одного вида в другой. Ваши лишние килограммы превратятся в проигранные сантиметры и доли секунды. Так что если такая проблема есть, то стоит задуматься.  

  http://pilot.spb.su/ web@pilot.spb.su 
Яндекс.Метрика