Главная   Приемы вождения   Соревнования   Техника   Карта сайта  
WWW.PILOT.SPB.SU  » Главная
  Вернуться к списку новостей рубрики

Партийный работник. За счет чего Доменикали остается во главе Ferrari Накануне старта очередного сезона Eurosport.ru пытается понять, почему надолго задержался на посту тим-менеджера Ferrari одиозный Стефано Доменикали.

Дата: 09/03/2014

 

Все шесть с половиной лет, что он находится в «Формуле-1» в нынешнем качестве, итальянец играет особую роль. Доменикали в «Больших призах» – это эдакий партийный работник старого советского образца. Разница здесь есть лишь одна – и довольно значительная: вслед за очередным и легко предсказуемым фиаско стрессоустойчивый Стефано остается на насиженном месте и не переводится на другой рабочий фронт, где он мог бы, никого не раздражая, начать все заново.

А еще Доменикали в «Формуле-1» является живым примером того, что даже на таком высочайшем уровне талант и мастерство может заменить обыкновенное кумовство – ну, или формулируя иначе, исключительно доверительные отношения с начальством. С боссом Ferrari Лукой Ди Монтедземоло он познакомился еще в 1995 году, когда пришел в команду, чтобы возглавить спортивный департамент, и в дальнейшем – по мере продвижения коммуникабельного Стефано по службе – контакт между двумя итальянцами только укреплялся. В итоге сейчас вера все чаще занятого на политическом поприще Ди Монтедземоло в возможности Доменикали настолько велика, что он воспринимает его слова на веру и лишь изредка оценивает сам результат.

От критики средств массовой информации изворотливый Стефано, не завоевавший ни одного титула за минувшие пять лет, также избавлен, учитывая, сколь сильно на Апеннинах развит патриотизм. Чтобы быть уволенным с давно и явно незаслуженно занимаемого им поста, Доменикали должен совсем уж отпустить поводья и вернуть Ferrari в кошмарный 1993 год, когда итальянская конюшня вывалилась даже из первой четверки. Смириться с неизбежностью назначения управленца-иностранца в Маранелло смогли лишь тогда, пригласив (к слову, по совету Берни Экклстоуна) очень хорошо зарекомендовавшего себя в ралли Жана Тодта.

И энергичный француз очень быстро вернул все на круги своя. Уже в конце 1993-го было отвоевано место в четверке, после чего конкурентоспособность Скудерии и дальше неуклонно росла, пока не достигла того выдающегося уровня, который позволил на стыке веков завоевать за 9 лет 13 титулов в обоих зачетах, причем с совершенно разными связками пилотов. К успехам эры Тодта из гонщиков причастны Эдди Ирвайн, Мика Сало, , , и, разумеется, , добывший львиную долю побед и установивший целую гору рекордов.

Обилие триумфов принесло компетентному и необычайно предприимчивому Жану уважение публики, но вряд ли – народную любовь: даже в дни безоговорочного лидерства в «Формуле-1» на Апеннинах многих смущало, что Ferrari руководит иноземец, да еще и из страны, являющейся в спорте извечным соперником. Именно поэтому, когда поздней осенью 2007-го уставший от напряжения работы пожилой француз решил уйти в отставку, его никто не стал удерживать от данного шага. Зато молодого и, как тогда казалось, многообещающего тим-менеджера Доменикали тифози приняли на ура, искренне надеясь, что от присутствия доморощенного специалиста на руководящем посту только увеличится сладость победы. И даже сейчас, когда масштабных успехов нет совсем, а мечта выиграть чемпионат вообще превратилась в химеру, публика продолжает быть лояльной к охотно пользующемуся своим привилегированным положением Стефано.

В газетах особой критики в адрес откровенно неквалифицированного начальника также нет. Уж во всяком случае, итальянца никто не призывает уволить, как в свое время Тодта, в вину которому летом 1996-го вменялось то, что он якобы недостаточно динамично ведет Ferrari вперед. При его же предшественнике самая богатая, уважаемая, популярная и титулованная конюшня планеты стабильно топчется на месте – и ничего. Принадлежность Доменикали к Италии заставляет болельщиков воспринимать это как должное и продолжать верить в скорый успех, который их велеречивый земляк анонсирует абсолютно каждый год. А потом – в середине привычно неудачно складывающегося сезона – данные обещания спокойно и незаметно превращает в ничто, после чего без тени сомнений дает новые. В исполнении иностранца подобное лицемерие терпели бы максимум год, однако ушлому Стефано это сходит с рук, благо он свой, местный, а другого готового итальянского управленца сейчас просто нет – и возникнуть ему особо неоткуда.

Неоткуда еще и потому, что ловкий Доменикали мастерски контролирует собственный пост и пускает на близлежащую территорию только людей не слишком талантливых и в данном плане проверенных. Таких, например, как ставший его правой рукой Пэт Фрай – в прошлом не слишком удачливый тим-менеджер Honda. Формируя штаб, коварный итальянец вообще старается составлять его преимущественно из специалистов средней руки – сотрудников, которые при всем желании не станут метить на престижное место.

Зато людей авторитетных и харизматичных виртуоз чисто дворцовых интриг Доменикали стремится к Маранелло не подпускать, если же они там уже есть, технично их оттуда убирает. Шумахера, допустим, коварный Стефано держал в мало к чему обязывающей роли консультанта команды и год, и два, хотя от мэтра в этом амплуа не было ни малейшего прока. Немец, чья душа рвалась в настоящий бой, чисто физически не мог быть в курсе дел: Михаэль приезжал в среднем всего на 5-6 Гран-при за сезон и большую часть времени следил за развитием событий издалека – чуть ли не из дома. Понимая, что Шумахер в явно чуждом ему амплуа не приносит команде вообще никакой практической пользы, хитрый Доменикали, однако, с готовностью держал легенду автоспорта в должности советника, благо авторитет семикратного чемпиона мира от этого только страдал.

Когда же поздней осенью 2009-го, воспользовавшись моментом, Михаэль попробовал вернуться в Маранелло уже на постоянной основе – как боевой пилот в паре с успевшим подписать долгоиграющий контракт , Стефано немедленно сказал «нет». Опасный и исключительно амбициозный конкурент в непосредственной близости от кресла начальника ему был меньше всего нужен. В результате не испытывавший даже на пятом десятке лет недостатка в предложениях немец ушел в Mercedes, а его связь с Ferrari настолько ослабла, что для полноценного возрождения оной понадобилось постигшее мэтра два месяца назад горе.

Росса Брауна в 2008-м двуличный функционер также не пустил за порог, стоило отдохнувшему в год чемпионства Кими Райкконена от стрессов и трудов англичанину захотеть вернуться на прежнее место. Но в ответ властный Росс получил отказ – опытный и намного превосходящий его в знаниях и уме коллега (а в действительности соперник) был нужен Доменикали еще меньше, нежели харизматичный, но никогда не рвавшийся именно к офисной работе Шумахер. Сейчас же, когда транзитом через посты главы Honda, Brawn и Mercedes амбициозный англичанин снова очутился в свободном полете, время определенно ушло – с Ferrari прошедшего пик карьеры функционера спустя столько лет объединяет разве что победное прошлое. Да и потом, Брауну в ближайшие недели будет совершенно точно не до заочной конкуренции с не стесняющимся в средствах Стефано. По слухам, Росс в эти дни круглосуточно дежурит возле постели очень медленно выходящего из комы Шумахера и вернется к нормальной жизни лишь тогда, когда к его бывшему подопечному станет ощутимо лучше.

С дисквалификацией же Флавио Бриаторе Доменикали райски повезло – причем и с моментом ее утверждения, и особенно со сроком наказания. Не будь хитроумный земляк Стефано надолго отстранен от любой деятельности в «Формуле-1» за чисто гоночное мошенничество (к нему сребровласый босс Renault прибегнул в 2008-м, чтобы вывести Алонсо в лидеры «Гран-при Сингапура» под покровом пейс-кара), Бриаторе определенно управлял бы Ferrari сейчас. Весной 2011-го, когда взбешенное безумно низким профессиональным уровнем Доменикали руководство банка Santander – многолетнего мецената таланта Фернандо – собиралось настаивать на немедленной смене караула в Маранелло, испанцу было достаточно замолвить слово, и Флавио сию же секунду облачился бы в красное. Но не судьба – затяжная дисквалификация гуру управленческой гильдии к тому моменту еще не дошла до середины, а потом… А потом стало уже слишком поздно, учитывая, что выглядящий гораздо хуже большинства ровесников Бриаторе совсем постарел, отошел от дел и явно не горит желанием возвращаться в суетный мир «Формулы-1», несмотря на дружбу с любимейшим из своих учеников – Алонсо.

Таким образом, все конкуренты были эффективно устранены, и теперь Доменикали ничто не мешает править долго. При этом для сохранения за собой престижной должности Стефано отнюдь не обязательно показывать максимальный результат, ведь даже четвертая строчка в зачете Кубка конструкторов никак не повлияет ни на красочность бренда, ни на финансовое благополучие Ferrari. Благодаря овеянному легендами прошлому Скудерия изначально получает за участие в чемпионате самый большой бонус и в плане призовых будет впереди всех, даже если финиширует среди аутсайдеров. Но уж до этого, невзирая на вопиющую безграмотность ее руководителя, дело вряд ли дойдет: в конце концов, в распоряжении непотопляемого Стефано есть уникальные ресурсы и отменная пара пилотов – достаточно серьезные козыри, чтобы вновь сохранить лицо и в очередной сохранить за собой заветную должность.




Источник

 
  http://pilot.spb.su/ web@pilot.spb.su 
Яндекс.Метрика